О СОСТАВЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

По нашему мнению общую экономическую теорию можно составить из четырех основных школ и их развитий, которые ни в коей мере не противоречат друг другу, так как рассматривают разные аспекты предмета экономической деятельности.

Попытки столкнуть их были всегда смешны, так как если одна школа говорила про Фому то другая, про Ерему, каждая из них при этом была права, но права относительно самой себя. С другой стороны попытки сделать, какую либо школу универсальной также были обречены на провал. По нашему мнению их нужно принять такими, какие они есть, признав их единство в полном отражении экономической деятельности.

По отношению к развитию  экономического процесса

Классическая школа:        А. Смит, К.Маркс

Экономический человек: обладает знанием и умением средним для рассматриваемого общества.

Отношение к моменту процесса: выходной алфавит процесса. Итог производства, закрепленный через конечное потребление

Кейнсиановская школа:   Кейнс, В.Леонтьев

Экономический человек: человек обучающийся в процессе личной деятельности

Отношение к моменту процесса: непосредственно сам процесс. Само совершение процесса, его состояние и непосредственное внешнее управление.

Неоклассическая школа: А. Маршал, Дж. Робинсон

Экономический человек: обладает индивидуальными только ему присущими субъективными знаниями и умениями.

Отношение к моменту процесса: входной алфавит процесса. Начальный момент процесса, перед началом производства, выбор его стратегии.

По отношению к общественной роли конкретной экономической деятельности

Институциональная школа

Человек социальный: Обладает собственной социальной ролью в обществе и личными интересами в общественной самореализации.

Отношение по институциональной роли: Институциональное положение конкретной экономической деятельности – ее задачи роли и требования к ее подключению к общественному экономическому процессу

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

Описывает связь межу выпуском капиталом (постоянным капиталом) и живым трудом (переменным капиталом):   X = f(K;L);  при этом нужно помнить, что постоянный капитал есть ни что иное, как прошлый труд, сохраненный в виде сооружений, машин, оборудования и сырья,. Получается, что человек работает не один, а одновременно с тысячами людей, благодаря которым появился этот капитал, что повышает производительность труда, сегодня работник любой специальности все в большей степени становится оператором капитала, т.е. управляет им.

Производственная функция предполагает, что величина выпуска должна быть больше суммы стоимостей используемого постоянного и переменного капитала, этой величине К.Маркс дал название прибавочный продукт, в его время это было синонимом слова прибыль, сегодня в связи с более высоким уровнем обобществления производства термин прибыль потерял экономический смысл.

 

Прибавочный продукт(IP) –  разница между продажной ценой и полной суммой всех затрат по постоянному и переменному капиталу включая затраты на продажу и рекламу за расчетный период, она необходима, чтобы оценить текущее состояние предприятия и планирования инвестиций. 

Прибавочный продукт производства (PP) – расчетная величина совокупного прибавочного продукта с учетом только прямых затрат по постоянному и переменному капиталу. Определяется при проектировании выпуска, или создания предприятия, необходим для оценки его инвестиционной привлекательности.

Прибавочный продукт по единичному циклу производства (CP) это прибавочный продукт производства учтенный только по единичному циклу производства без учета затрат на заделы по следующим циклам.  Чем выше соотношение (PP/CP), тем устойчивее предприятие, тем больше оно защищено от потерь конкурентной борьбы, тем глубже его вертикальная интеграция и тем меньшим числом признаков  монополии оно обладает.

Прибыль для интересов Фиска – это величина, определяемая законом, экономического смысла не имеет, в идеале прибыль должна соответствовать (IP) за вычетом всех инвестиций за налогоблогаемый период.

 

 

Развитие понимания сложности производства

Первоначально люди не понимали единой структуры экономики разрывая ее на отдельные действия определяемые локальной выгодой их осуществления. Первым кто обратил внимание на то, что производство на самом деле общественное т.е. в нем участвует все общество был К.Маркс именно он предложил деление цикла общественного производства на группы по его локализации в нем, на «сектор А» - производство средств производства и «сектор В» - производство потребительских товаров. В первой половине XX века В.Леонтьев предложил рассматривать все многообразие связей через единую форму матрицы отношений «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» это оказалось очень удобно, хотя до развития вычислительной техники весьма сложно. Примерно в это же время Слоу создает односекторную модель экономики которую можно разбить на производственные группы по произвольным основаниям.

В конце XX века наш соотечественник Колемаев определил, что добычу полезных ископаемых, растениводство и многое другое невозможно отнести ни к «группе А» ни к «группе В» так появилась сектор добычи и подготовки сырья – «сектор Z». Не сколько позже Мы столкнулись с проблемой не возможности решить задачу определения стоимостных потоков при исполнении общих дел в системе только трех секторов, так был введен еще один сектор исполнения общих дел – «сектор С», этот сектор учитывает особые услуги которые оказывает государство и НКО.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ ПРОИЗВОДСТВА

Производственный цикл

Ограничен временем производства изделия  в с\х производстве сезонный, от момента подачи расходных материалов в производство до момента  продажи готового изделия.  Описывается производственной функцией К. Маркса с нераспределенным запасом прибавочного продукта - прибылью. В современном производстве это мифическая величина, так как достигнутый уровень обобществления производства не позволяет существовать прибавочному продукту в нераспределенной форме:         

     

Инвестиционный цикл

Инвестиционный цикл ограничен сроком инвестиционного кредита (ставкой ссудного процента) при ставке около 7 % годовых от 6 до 8 лет. Описывается производственной функцией К. Маркса, но прибавочный продукт уже представлен в виде инвестиций в постоянный и переменный капитал.         

Цикл Кондратьева

Связан с циклом жизни технологического уклада и жизнью поколения (около 50 лет). В цикле можно выделить два примерно равных периода, интенсивного a1>a2  и экстенсивного a1< a2  развития. Момент, когда a1>a2  считается началом нового цикла, новая техника уже существует и необходимо все усилия направить на обучение персонала. Описывается производственной функцией Кобба-Дугласа.

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

К. Маркс предположил, что причина кризиса перепроизводства в противоречии между общественным характером производства и частным способом присвоения собственности и был прав. На инвестиционном цикле производственная функция рассматривает   уже распределенную величину запаса те инвестиционные вложения в труд и капитал. За частую предприниматель воспринимает  прибавочный продукт, получаемый в производственном цикле, не как величину полностью связанную будущими инвестициями, а как абсолютно свободную и направляет его на роскошь – собственное элитное потребление (Σγ), тогда на инвестиционном цикле производственная функция имеет вид :

Следовательно, у предпринимателя недостаточно средств, чтобы произвести необходимые инвестиции.  Часть инвестиционных товаров не покупается, далее сокращаются рабочие места, и сокращается покупательная способность населения, так начинается кризис.

Кризис преодолевается через: общее сокращение рабочих мест и перевооружение оставшихся, излишние (не потребленные) товары уничтожаются, как результат  экономическая система приходит  в равновесие.

Существует еще один механизм кризиса – финансового кризиса, который было бы более правильно назвать кризис по условиям внешней торговли. В этом случае из-за ошибок государства по управлению собственной валютой сильно переоценивается относительно других валют, при этом аналогичные импортные товары становятся дешевле отечественных. Происходит падение отечественного производства и  покупательной способности населения вследствие этого возникает сильный платежный дисбаланс, который в свою очередь приводит к резкому обесцениванию национальной валюты. На этом цикл этого кризиса завершается, так как после обесценивания валюты производство отечественного товара вновь становится выгодным. Условия его возникновения более подробно рассмотрены в главе 10. Валютное регулирование и торговля.

 

КОНКУРЕНЦИЯ

Рынок в каждый момент времени ограничен, все стоимостные и количественные отношения жестко заданы, и изменить их можно только технологическими новациями. В связи с этим конкуренция на рынке не возможна, но при технологической новации создаются условия для существования временно не занятых товарных ниш. После их обнаружения заинтересованные компании стремятся быстро их занять, эту гонку за частую и воспринимают как конкуренцию. Но это не рыночная конкуренция, а конкуренция новаций, случай, когда чтобы оставаться на месте, нужно быстро бежать. Рыночная конкуренция предполагает несение дополнительных затрат на борьбу с компанией соперником, что неизбежно ведет к повышению средних цен. В то же самое время лучший способ борьбы с возможными конкурентами это держать достаточно низкие цены, Чистый прибавочный продукт должен быть меньше дисконта по прибавочному продукту производства: (IP)<disk(PP). В этом случае выход на рынок с аналогичной продукцией нового производителя не реален, любое такое предприятие неизбежно должно разорится, при этом «старое предприятие» может даже не почувствовать, что с ним кто-то пытался  бороться.

Исходя из всего выше сказанного, следует вывод, что нет нужды разукрупнять предприятия из-за того, что их доля на рынке очень велика, оно потеряет часть своего рынка, как только его относительные цены возрастут: IP³ disk(PP). Искусственное разукрупнение предприятия может привести к росту средних цен, так как в этом случае издержки по выпуску единицы продукции  возрастают, что противоречит основному требованию общества к производству – обеспечения минимальных цен.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА

Единственной целью производства может быть доход в любой своей форме удовлетворяющей потребности  участника этого производства. Но участник производства может ставить дополнительные цели, становящиеся определяющими при выборе стратегии производства.

1.      Накопления, обеспечение необходимого соответствующего уровню развития цивилизации потребления и опережающего его объемы производственных инвестиций.

1.1.   Привлекает крупных вкладчиков, что обязательно влечет за собой раздел управленческой власти;

1.2.   Накопления сразу распределяются на капитал и переменный кап, что обеспечивает их наибольший рост;

1.3.   Активность предприятия и связанные с этим временные потери доходов не пугают крупных инвесторов.

2.      Прибыль промежуточная цель производства, указывает на непонимание сути экономических процессов;

2.1.   Привлекает мелких инвесторов, соблазном получать доход и призраком участия в управлении предприятием;

2.2.   Накопления длительное время находятся в не эффективной форме, что замедляет скорость роста накоплений;

2.3.   Активная политика предприятия, снижает объемы получаемой прибыли и отпугивает мелких инвесторов.

3.      Социальные цели, не могут рассматриваться как основные, так как в этом случае они отрицательно сказываются на развитии производства.

3.1.   Снижение мотивации к труду при уравниловке, и высоких налогах;

3.2.   Снижение общего уровня жизни при обеспечении 100 % гарантированной занятости из-за вынужденного снижения производительности труда.

В то же самое время как вспомогательная цель к приоритетной цели способствует росту производительности труда, и повышению уровня занятости населения.

 

 

МОНОПОЛИИ

Конец XIX начало XX века возникновение и распространение национальных и транснациональных гигантов, конец XX  начало XXI бум транснациональных гигантов. Маршал определил монополии как предприятия, получающие дополнительный доход за счет своего большого размера и своих контрагентов. Дж. Робинсон определила, что по производственно-техническим и реализационным условиям включая размер, абсолютно все предприятия являются монополиями, т.е. обладают исключительным правом на свою уникальность.

Это ограничило понятие монополии для регулирования, как предприятий получающих доход за счет своих контрагентов, что возможно только при получении некого исключительного права сегодня это в основном право на передачу управляющей информации.

Эти предприятия монополизируют внутренние кибернетические связи на технологических потоках, что позволяет им диктовать любые самые грабительские условия своим контрагентам.

 

Борьба с монополизацией кибернетических связей:

Самый простой способ это ограничение возможности соглашений между предприятиями по управлению рынком, это основной метод во всех антитрестовских законодательствах, увы, формы монополий договорными не ограничивается. По этому не редко используется метод ограничения величины предприятия или доли его участия на рынке, что зачастую не дает нужного эффекта. Разбиение предприятий на элементы имеющие минимум контр агентов,  зачастую невозможно технологически, не редко только увеличивает их зависимость от потери технологических и управляющих узлов.

Укрупнение предприятий за счет своих контрагентов по технологической цепочке, как ни парадоксально наиболее эффективный путь борьбы с монополиями. Позволяет экономике страны состоять из наиболее крупных предприятий,  для которых единственный способ борьбы за рынок это держать монопольно низкие цены. Что особо эффективно при заключении ежегодных тарифных соглашений между ними и обществом в лице государства. Другие предприятия при этом дополняют гигантов, находясь в особо выгодных условиях благодаря низким и стабильным ценам. К такому же эффекту приводит правильное строительство государственных (естественных) монополий.

Сайт создан в системе uCoz